Версия сайта для слабовидящих
28.09.2017 11:20
20

Антикоррупция

Федеральный закон о противодействии коррупции
Федеральный закон
О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КО
РРУПЦИИ
25
декабря
2008
года
No
273
-
ФЗ

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы

противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения

коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий

ко

ррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные

понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным

положением, дача взятки, получение взятки,

злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное

использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным

интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде

денег, ценностей,

иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для

себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному

лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте

"а" настоящего пункта, от имени или в

интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции

-

деятельность федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления, инсти

тутов гражданского общества, организаций и

физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему

устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, р

аскрытию и расследованию

коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции сост

авляют Конституция Российской

Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий

Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые а

кты

Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства

Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов

государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти

субъектов Российс

кой Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих

основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод че

ловека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических,

организационных, информационно

-

пропагандистских, социально

-

экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными

орган

изациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области

противодействия коррупции

  1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской

Федерации и (или) на основе принципа взаимности с

отрудничает в области

противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными

органами и специальными службами, а также с международными организациями в

целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционны

х

преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к

коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных

правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставле

ния в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для

проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в

Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской

правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные орган

изации, а также их филиалы и представительства

(иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных

правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в

соответствии с законодательством Российской Федерац

ии в случаях и порядке,

предусмотренных международными договорами Российской Федерации и

федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

  1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственн

ой политики в области

противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти,

руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия

коррупции.

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации об

еспечивает разработку и принятие

федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует

деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

  1. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федера

льными

органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно

осуществляет, по противодействию коррупции.

  1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправл

ения осуществляют

противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

  1. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправлен

ия по реализации государственной

политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской

Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъекто

в Российской

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять

сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

  1. Гражданин, претендующий на заме

щение должности государственной или

муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными

правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность

государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, устан

овленный

нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять

представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и

обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественног

о характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера,

представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с

настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если

федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную

тай

ну.

  1. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его

платежеспос

обности и платежеспособности его супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований

(взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных

организаций, а также в пользу физических лиц.

  1. Лица,

виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в

целях, не предусмотренных

федеральными законами, несут ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для

опублико

вания средствам массовой информации в порядке, определяемом

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характ

ера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие

полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем),

самос

тоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом

Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные

органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о

доходах, об имуществе и обязательст

вах имущественного характера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или

муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю)

сведений о своих

доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или непол

ных

сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на

государственную или муниципальную службу.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности,

предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушен

ием, влекущим

освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой

должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным

видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской

Федерац

ии.

  1. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной

службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться

более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять

об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя

нанимателя (работодателя), орг

аны прокуратуры или другие государственные органы

обо всех случаях обращения к нему каких

-

либо лиц в целях склонения его к совершению

коррупционных правонарушений.

  1. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных

правонарушени

й, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или

проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью

государственного или муниципального служащего.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной

(служеб

ной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является

правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной

службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федера

ции.

  1. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя

нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о

фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного

правонарушения, о фактах сове

ршения другими государственными или

муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления

сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится

под

защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в

целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению

коррупционных п

равонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях,

организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются

представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной с

лужбе

  1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в

настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная

заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального

служащего влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие

между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего

и правами и законными интересами граждан, орган

изаций, общества или государства,

способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан,

организаций, общества или государства.

  1. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего,

которая влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или

муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей

доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или ус

луг имущественного

характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на

государственной и муниципальной службе

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан прин

имать меры по

недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме

уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или

о возможности его возни

кновения, как только ему станет об этом известно.

  1. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у

государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая

приводит или может привести к конфликту интересов, обя

зан принять меры по

предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

  1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в

изменении должностного или служебного положения государственного или

муниципального служащего, являющегося

стороной конфликта интересов, вплоть до его

отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном

порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта

интересов.

  1. Предотвращение и урегулирование кон

фликта интересов, стороной которого является

государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или

самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке,

предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6

. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными

бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах

организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать

принадлежащие ему ценные бума

ги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных)

капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность

государственной или му

ниципальной службы, при заключении им трудового

договора

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с

государственной или муниципальной

службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих

организациях, если отдельные функции государственного управления данными

организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного и

ли

муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению

требований к служебному поведению государственных гражданских служащих

Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в

порядке, устанавливаемом норма

тивными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с государст

венной или муниципальной

службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю

нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

  1. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или

муниципальной службы, п

еречень которых устанавливается нормативными правовыми

актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной

службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение

трудового договора, заключенного с ук

азанным гражданином.

  1. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим

должности государственной или муниципальной службы, перечень которых

устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение

двух лет пос

ле его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в

десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя

(работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту

его службы в порядке, у

станавливаемом нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

  1. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи,

является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации

.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

  1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за

совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

гражданско

-

правовую и

дисциплинарную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда

может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права

занимать о

пределенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

  1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются

организация, подготовка и

совершение коррупционных правонарушений или

правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений,

к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Применение

за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому

лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение

виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной

ответственности за коррупционное правона

рушение физического лица не освобождает

от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

  1. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федер

ации.

© 2014 КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

 

Федеральный закон о противодействии коррупции

Федеральный закон

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КО

РРУПЦИИ

25

декабря

2008

года

No

273

-

ФЗ

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы

противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения

коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий

ко

ррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные

понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным

положением, дача взятки, получение взятки,

злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное

использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным

интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде

денег, ценностей,

иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для

себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному

лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте

"а" настоящего пункта, от имени или в

интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции

-

деятельность федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления, инсти

тутов гражданского общества, организаций и

физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему

устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, р

аскрытию и расследованию

коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции сост

авляют Конституция Российской

Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий

Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые а

кты

Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства

Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов

государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти

субъектов Российс

кой Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих

основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод че

ловека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических,

организационных, информационно

-

пропагандистских, социально

-

экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными

орган

изациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области

противодействия коррупции

  1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской

Федерации и (или) на основе принципа взаимности с

отрудничает в области

противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными

органами и специальными службами, а также с международными организациями в

целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционны

х

преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к

коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных

правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставле

ния в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для

проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в

Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской

правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные орган

изации, а также их филиалы и представительства

(иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных

правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в

соответствии с законодательством Российской Федерац

ии в случаях и порядке,

предусмотренных международными договорами Российской Федерации и

федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

  1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственн

ой политики в области

противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти,

руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия

коррупции.

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации об

еспечивает разработку и принятие

федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует

деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

  1. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федера

льными

органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно

осуществляет, по противодействию коррупции.

  1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправл

ения осуществляют

противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

  1. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправлен

ия по реализации государственной

политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской

Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъекто

в Российской

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять

сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

  1. Гражданин, претендующий на заме

щение должности государственной или

муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными

правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность

государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, устан

овленный

нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять

представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и

обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественног

о характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера,

представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с

настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если

федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную

тай

ну.

  1. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его

платежеспос

обности и платежеспособности его супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований

(взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных

организаций, а также в пользу физических лиц.

  1. Лица,

виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в

целях, не предусмотренных

федеральными законами, несут ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для

опублико

вания средствам массовой информации в порядке, определяемом

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характ

ера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие

полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем),

самос

тоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом

Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные

органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о

доходах, об имуществе и обязательст

вах имущественного характера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или

муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю)

сведений о своих

доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или непол

ных

сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на

государственную или муниципальную службу.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности,

предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушен

ием, влекущим

освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой

должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным

видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской

Федерац

ии.

  1. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной

службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться

более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять

об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя

нанимателя (работодателя), орг

аны прокуратуры или другие государственные органы

обо всех случаях обращения к нему каких

-

либо лиц в целях склонения его к совершению

коррупционных правонарушений.

  1. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных

правонарушени

й, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или

проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью

государственного или муниципального служащего.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной

(служеб

ной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является

правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной

службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федера

ции.

  1. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя

нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о

фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного

правонарушения, о фактах сове

ршения другими государственными или

муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления

сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится

под

защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в

целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению

коррупционных п

равонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях,

организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются

представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной с

лужбе

  1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в

настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная

заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального

служащего влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие

между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего

и правами и законными интересами граждан, орган

изаций, общества или государства,

способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан,

организаций, общества или государства.

  1. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего,

которая влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или

муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей

доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или ус

луг имущественного

характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на

государственной и муниципальной службе

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан прин

имать меры по

недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме

уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или

о возможности его возни

кновения, как только ему станет об этом известно.

  1. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у

государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая

приводит или может привести к конфликту интересов, обя

зан принять меры по

предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

  1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в

изменении должностного или служебного положения государственного или

муниципального служащего, являющегося

стороной конфликта интересов, вплоть до его

отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном

порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта

интересов.

  1. Предотвращение и урегулирование кон

фликта интересов, стороной которого является

государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или

самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке,

предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6

. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными

бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах

организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать

принадлежащие ему ценные бума

ги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных)

капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность

государственной или му

ниципальной службы, при заключении им трудового

договора

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с

государственной или муниципальной

службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих

организациях, если отдельные функции государственного управления данными

организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного и

ли

муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению

требований к служебному поведению государственных гражданских служащих

Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в

порядке, устанавливаемом норма

тивными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с государст

венной или муниципальной

службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю

нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

  1. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или

муниципальной службы, п

еречень которых устанавливается нормативными правовыми

актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной

службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение

трудового договора, заключенного с ук

азанным гражданином.

  1. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим

должности государственной или муниципальной службы, перечень которых

устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение

двух лет пос

ле его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в

десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя

(работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту

его службы в порядке, у

станавливаемом нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

  1. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи,

является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации

.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

  1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за

совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

гражданско

-

правовую и

дисциплинарную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда

может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права

занимать о

пределенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

  1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются

организация, подготовка и

совершение коррупционных правонарушений или

правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений,

к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Применение

за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому

лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение

виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной

ответственности за коррупционное правона

рушение физического лица не освобождает

от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

  1. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федер

ации.

© 2014 КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ

 

Федеральный закон о противодействии коррупции

Федеральный закон

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КО

РРУПЦИИ

25

декабря

2008

года

No

273

-

ФЗ

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы

противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения

коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий

ко

ррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные

понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным

положением, дача взятки, получение взятки,

злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное

использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным

интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде

денег, ценностей,

иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для

себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному

лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте

"а" настоящего пункта, от имени или в

интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции

-

деятельность федеральных органов государственной

власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов

местного самоуправления, инсти

тутов гражданского общества, организаций и

физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему

устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, р

аскрытию и расследованию

коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции сост

авляют Конституция Российской

Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы

международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий

Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые а

кты

Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства

Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов

государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти

субъектов Российс

кой Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих

основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод че

ловека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного

самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических,

организационных, информационно

-

пропагандистских, социально

-

экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными

орган

изациями и физическими лицами.

Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области

противодействия коррупции

  1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской

Федерации и (или) на основе принципа взаимности с

отрудничает в области

противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными

органами и специальными службами, а также с международными организациями в

целях:

1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционны

х

преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к

коррупционным преступлениям;

2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных

правонарушений или служащего средством их совершения;

3) предоставле

ния в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для

проведения исследований или судебных экспертиз;

4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в

Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской

правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные орган

изации, а также их филиалы и представительства

(иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных

правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в

соответствии с законодательством Российской Федерац

ии в случаях и порядке,

предусмотренных международными договорами Российской Федерации и

федеральными законами.

Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

  1. Президент Российской Федерации:

1) определяет основные направления государственн

ой политики в области

противодействия коррупции;

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти,

руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия

коррупции.

  1. Федеральное Собрание Российской Федерации об

еспечивает разработку и принятие

федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует

деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

  1. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федера

льными

органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно

осуществляет, по противодействию коррупции.

  1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти

субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправл

ения осуществляют

противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

  1. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов

исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправлен

ия по реализации государственной

политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской

Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъекто

в Российской

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять

сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

  1. Гражданин, претендующий на заме

щение должности государственной или

муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными

правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность

государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, устан

овленный

нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять

представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и

обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественног

о характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера,

представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с

настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если

федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную

тай

ну.

  1. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его

платежеспос

обности и платежеспособности его супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований

(взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных

организаций, а также в пользу физических лиц.

  1. Лица,

виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах

имущественного характера государственного или муниципального служащего, его

супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в

целях, не предусмотренных

федеральными законами, несут ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для

опублико

вания средствам массовой информации в порядке, определяемом

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характ

ера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие

полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем),

самос

тоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом

Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные

органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о

доходах, об имуществе и обязательст

вах имущественного характера государственного

или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

  1. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или

муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю)

сведений о своих

доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об

имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и

несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или непол

ных

сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на

государственную или муниципальную службу.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности,

предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушен

ием, влекущим

освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой

должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным

видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской

Федерац

ии.

  1. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной

службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться

более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять

об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя

нанимателя (работодателя), орг

аны прокуратуры или другие государственные органы

обо всех случаях обращения к нему каких

-

либо лиц в целях склонения его к совершению

коррупционных правонарушений.

  1. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных

правонарушени

й, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или

проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью

государственного или муниципального служащего.

  1. Невыполнение государственным или муниципальным служащим должностной

(служеб

ной) обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является

правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или муниципальной

службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федера

ции.

  1. Государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя

нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы о

фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного

правонарушения, о фактах сове

ршения другими государственными или

муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления

сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о

доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится

под

защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  1. Порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в

целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению

коррупционных п

равонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях,

организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются

представителем нанимателя (работодателем).

Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной с

лужбе

  1. Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в

настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная

заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального

служащего влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие

между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего

и правами и законными интересами граждан, орган

изаций, общества или государства,

способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан,

организаций, общества или государства.

  1. Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего,

которая влияет или может по

влиять на надлежащее исполнение им должностных

(служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или

муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей

доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или ус

луг имущественного

характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов на

государственной и муниципальной службе

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан прин

имать меры по

недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

  1. Государственный или муниципальный служащий обязан в письменной форме

уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или

о возможности его возни

кновения, как только ему станет об этом известно.

  1. Представитель нанимателя, если ему стало известно о возникновении у

государственного или муниципального служащего личной заинтересованности, которая

приводит или может привести к конфликту интересов, обя

зан принять меры по

предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

  1. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в

изменении должностного или служебного положения государственного или

муниципального служащего, являющегося

стороной конфликта интересов, вплоть до его

отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном

порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта

интересов.

  1. Предотвращение и урегулирование кон

фликта интересов, стороной которого является

государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или

самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке,

предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6

. В случае, если государственный или муниципальный служащий владеет ценными

бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах

организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать

принадлежащие ему ценные бума

ги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных)

капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность

государственной или му

ниципальной службы, при заключении им трудового

договора

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с

государственной или муниципальной

службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих

организациях, если отдельные функции государственного управления данными

организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного и

ли

муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению

требований к служебному поведению государственных гражданских служащих

Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в

порядке, устанавливаемом норма

тивными правовыми актами Российской Федерации.

  1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы,

перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской

Федерации, в течение двух лет после увольнения с государст

венной или муниципальной

службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю

нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

  1. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или

муниципальной службы, п

еречень которых устанавливается нормативными правовыми

актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной

службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение

трудового договора, заключенного с ук

азанным гражданином.

  1. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим

должности государственной или муниципальной службы, перечень которых

устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение

двух лет пос

ле его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в

десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя

(работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту

его службы в порядке, у

станавливаемом нормативными правовыми актами Российской

Федерации.

  1. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи,

является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации

.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

  1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за

совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную,

гражданско

-

правовую и

дисциплинарную ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда

может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права

занимать о

пределенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

  1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются

организация, подготовка и

совершение коррупционных правонарушений или

правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений,

к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

  1. Применение

за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому

лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение

виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной

ответственности за коррупционное правона

рушение физического лица не освобождает

от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

  1. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в

случаях, предусмотренных законодательством Российской Федер

ации.

© 2014 КОМИТЕТ ПО ВОПРОСАМ ЗАКОННОСТИ, ПРАВОПОРЯДКА И БЕЗОПАСНОСТИ